ДИАЛОГ
психологический центр
Главная/Блог/Помощь психолога/Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей.

Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей.

← Предыдущая Следующая →
Предупредительные знаки расстройства привязанности у детей.

"Привязанность – избирательное отношение ребенка к матери, обеспечивающей ребенку надежную безопасность и эмоциональную поддержку." - иногда формирование привязанности у ребенка приобретает болезненный характер.

Каждый раз, когда на консультацию приходят родители с детьми, невольно отмечаешь некоторые особенности поведения у ребенка. Некоторые проблемные моменты невозможно не заметить, как говорится «с порога». Еще до начала знакомства и беседы с родителями можно увидеть предупредительные признаки расстройства привязанности у детей.

Диагностика расстройства привязанности у детей основывается на поведении ребенка, но не малое значение в оценке его привязанности имеет их отношение и восприятие. В различных культурах по-разному оценивается поведение ребенка. Культура представляет собой важный контекст в оценке поведения детей, как и среда, в которой растет ребенок, но все же есть определенные особенности, которые указывают именно на расстройство привязанности у ребенка.

Ключевые моменты расстройства привязанности у детей.

Расстройство привязанности у детей встречается не часто, но в последнее время, отмечается тенденция к его увеличению. Причиной является патогенный опыт в начале жизни ребенка.

Расстройство привязанности  имеет две различные формы:
- реактивное расстройство привязанности;
- расторможенное расстройство социальной активности. 

Первая форма предполагает неспособность ребенка иметь привязанность к родителям или одному из них, а второй включает в себя неизбирательную коммуникабельность и расторможенность в поведении привязанности.

Общим причинным фактором для обоих вариантов расстройства привязанности, является ранний патогенный опыт, то есть отсутствие или недостаточность возможности у ребенка для формирования здоровой привязанности. С точки зрения теории привязанности, в ее классическом понимании, потребность ребенка в физической близости с привязанностью к значимому взрослому, это видоспецифичная особенность человека и она усиливается в стрессовых условиях. 

Считается, что первые девять месяцев жизни ребенка являются критическим периодом для развития привязанности. В некоторых источниках пишется, что этот критический период первые три года жизни ребенка. Отмечено, что дети, которые имеют привязанность к двум-трем людям в начале своей жизни легко могут исследовать окружающую их среду и отступать в безопасное место, если ситуация кажется им угрожающей. Пробные поведенческие реакции помогают построить у ребенка чувство эффективности и контроля в социальной среде.

К сожалению, исследований на тему формирования привязанности у детей, а тем более болезненной привязанности не так много. На практике с этой проблемой приходится сталкиваться гораздо чаще. Причем, проблема болезненной привязанности ребенка к матери встречается чаще в тех случаях, где ребенка воспитывает одна мать, и, как правило, сама она тоже имеет нарушение привязанности.

Случай из практики: Реактивное расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве.

За помощью обратилась мать ребенка 4 с половиной лет. Она рассказала, что ее сын находится постоянно в каком-то непонятном для нее состоянии: он большую часть времени грустит, слабо реагирует на болевые ощущения, правда при этом, старается отдалиться от других членов семьи или забиться в угол. Попытки матери утешить его он отвергает, поворачивается спиной и не подпускает на расстояние вытянутой руки. В детском саду он ведет себя так же, воспитатели говорят, что он не подпускает к себе никого. К помощи взрослых он прибегает только в тех случаях, когда без нее не обойтись, например, надеть верхнюю одежду или справиться с замком.

Мать, говорит, что ребенок получил в раннем детстве мало внимания взрослых, так как воспитывать ей пришлось его одной, а отец был всегда в разъездах по роду своей деятельности и сына почти не видел. Часто ребенок оставался на руках у чужих людей, и она мало знает о том, как к нему относились люди, на которых она вынуждена была его оставлять.

Когда ребенку исполнилось девять с половиной месяцев, его отец не вернулся из очередной поездки, она до сих пор не знает где он и что с ним. Ей пришлось много работать, чтобы содержать семью, с ребенком она почти не виделась. Сейчас она уже не беспокоится о своем финансовом положении, ее беспокоит ее ребенок, который совсем не выказывает ей своей привязанности.

Ее ребенок не может испытывать привязанность к своей матери. В свое время у него не было возможности сформировать эту привязанность из-за отсутствия опыта, а возможно, тот опыт, который у него был, стал для него как раз тем патогенным опытом, который и не позволил сформировать здоровую привязанность к его матери. Ему не хватило физической близости, возможности исследовать мир так, чтобы он был для него безопасным.

Случай второй: расторможенное социальное расстройство у ребенка.

На прием пришла мама с ребенком шести с половиной лет, для оценки его школьной зрелости. Обратиться к психологу им порекомендовал воспитатель детского сада, который не раз выражал  свою озабоченность его поведением. Ребенок не умел выстраивать отношения ни со своими сверстниками, ни с взрослыми. Не выполнял установленные правила, имел задержку в развитии.

Мама сообщила, что ее ребенок единственный в семье. Сама она воспитывалась в приемной семье, ее родители взяли ее из детского дома в возрасте двух с половиной лет, но и в приемной семье ей уделялось внимания немного, она росла на три семьи, так как родители работали, и оставляли ее на неделю, то в семье одной бабушки, то в другой. Ее мать обижается на нее за то, что она занимает не центральное место в ее жизни.

Во время беседы ребенок неоднократно пытался обнять свою мать, прижаться к ней, но она его все время отстраняла от себя, мало эмоционально реагировала на его проявления привязанности. Ребенок точно так же как к матери стал прижиматься ко мне, постоянно о чем-то говорить, требовать внимания к себе, даже во время беседы, когда потребовалось выйти из помещения за диагностическим материалом в другую комнату, он захотел последовать за мной. В это время мать ничуть не была озабочена поведением ребенка, даже в то время когда он катался под столом, пытался залезть на кресло, чтобы достать с полочки приглянувшийся ему предмет, не предназначенный для игры. Он перескакивал с места на место, меняя свои предпочтения, причем совершенно не требовал помощи взрослых и абсолютно не реагировал ни на какие замечания. Он делал, что хотел и как хотел.

Мама как будто не замечала того, что ребенок ведет себя не совсем уместно в данной ситуации, по ее словам ему легче разрешить и не мешать, чем потребовать исполнения каких-либо условий, если она ему перечит, то он становится грубым и дерзким. Формальная проверка развития его психических процессов и психологической готовности к школьному обучению  показала слабые, но существенные задержки в его развитии. Ребенку будет сложно адаптироваться в новой его школьной среде, его не избирательность в привязанности будет препятствием для развития здоровых отношений с другими людьми. Его расторможенное социальное расстройство будет проблемой во многих социально значимых для человека ситуациях в его будущем.

Оба  этих случая объединяет нарушение привязанности у ребенка.

Реактивное расстройство привязанности в младенчестве и раннем детстве и расторможенность расстройства социальной активности. В обоих случаях дети получили травму развития связанную со стрессом и с социальной запущенностью, которые оказались столь значительными, что нарушили возможность сформировать привязанность к предпочтительному взрослому у детей. Не смотря на то, что конкретные элементы патогенного влияния, на развитие расстройства привязанности недостаточно хорошо изучены, даже в этих описанных случаях из практики, можно выделить значительные факторы, которые, несомненно, имели влияние на формирование болезненной привязанности в обоих ее проявлениях.

Обратите внимание на основные критерии, по которым можно определить реактивное расстройство уже в младенчестве.

  • Если у вашего ребенка в возрасте 9 месяцев отмечаются неадекватные формы поведения (именно в это время ребенок способен формировать выборочные привязанности), а так же в возрасте 5 лет, если ребенок имеет слабо выраженную избирательность в привязанности или ее вовсе нет.
  • Стойкие социальные и эмоциональные расстройства, по крайней мере, в двух из следующих ситуаций: отсутствие чувствительности к другим, ограниченная способности испытывать и/или показывать положительные эмоции, такие как удовольствие или удивление, необъяснимая раздражительность, печаль или боязливость при взаимодействии ничем не угрожающими им взрослыми.
  • Отсутствие критериев для расстройства аутического спектра.
  • История патогенного ухода за ребенком.

Посмотрите на следующее критерии, по которым определяется, есть ли расторможенное расстройство социальной активности у ребенка:

  • Как ребенок взаимодействует с незнакомыми взрослыми в двух  следующих ситуациях: снижение скрытности, не избирательность привязанности, уменьшение значимости взрослого, готовность уйти с незнакомым взрослым.
  • Поведение не характерно для импульсивности, как и в случае с СДВГ.
  • История патогенного ухода за ребенком в возрасте девяти месяцев.

Если Вы заметили у своего ребенка отклонения в развитии привязанности, обязательно проконсультируйтесь со специалистами. Детям с расстройством привязанности также могут потребоваться дополнительный метод коррекции агрессии и оппозиционного поведения. 

Проявляйте особую осторожность при выборе метода коррекции. Некоторые методы  с целью увеличения привязанности, такие как физическое ограничение, или «переделка» травмы, регрессивные методы могут причинить вред вашему ребенку.

Здоровых Вам отношений!

© Ваш психолог, Галина Журавлева

с 09:00 до 18:00
ВС - ВЫХОДНОЙ
г. Калуга, ул. Маршала Жукова, д. 60,
(вход со стороны парковки), 3 этаж.
Получить консультацию
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
Дополнительно*
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена
Информация на сайте pk-dialog.ru не является публичной офертой.
Психологическое консультирование
консультация психолога
это поле обязательно для заполнения
Ваше имя:*
это поле обязательно для заполнения
Телефон:*
это поле обязательно для заполнения
E-mail:*
это поле обязательно для заполнения
Пожелания:*
Скрытое поле:
Скрытое поле:
это поле обязательно для заполнения
Галочка*
Спасибо! Форма отправлена