Когда что-то ломается мы всегда огорчаемся, а когда кто-то «ломается» чувства буквально захлёстывают. Фразу «ребёнок сломался...» я слышала от родителей не раз. «Починить» человека значительно сложнее, чем пылесос или стиральную машину. А желание исправить ребёнка означает - верните мне прежнего, таким, как был до поломки. И о том, какими были причины, приведшие к этой поломке, родители задумываются не сразу.
Желанием родителей как можно скорее вернуть всё на исходные позиции, как правило, руководит страх. Им кажется, что всё было хорошо до определенного момента: ребёнок успешно учился в начальных классах, ему всё легко давалось, а с переходом в среднее школьное звено его как будто подменили, стал грубить, начались истерики, куда-то подевались все друзья, дома буквально начался ад.
Почти все родители отмечают, что проблемы были и в младших класса: «уроки мы делали вместе, самого его было не усадить за стол, он и раньше не очень умел дружить и конфликты были всегда, но не так и не настолько как сейчас». Подобная ситуация является наиболее частой причиной обращения родителей к психологу.
В один голос родители говорят о том, что уже не хватает сил с этим справляться, вы нам поможете? Эта собирательная проблема связанная с поведением ребёнка и жалобами родителей, на первый взгляд, выглядит неразрешимой. Страх заставляет родителей, видеть будущее своего ребёнка в самых мрачных тонах и они стараются как можно скорее вернуть всё хотя бы на старые места. Но «старое место» уже невозможно вернуть, все, и родители, и ребёнок, уже находятся в новом для них месте и это никому не нравится.
Обстановка накалена до предела: ребёнок истерит, кричит, обвиняет родителей во всех смертных грехах, причём делает это очень жестоко и порой даже опасно. Потому что обвинениями дело не заканчивается, все скандалы переходят на физические воздействия как со стороны ребёнка, так и со стороны родителей. И никто уже не знает что делать, остаётся только просить помощи у всех, кто может в этой ситуации помочь.
Первая мысль, которая приходит в голову родителям - что ребёнок заболел, поэтому обращение к врачу, в основном, является первым шагом на пути решения проблемы. Часто врачи ничего, что могло бы вызвать такое поведение, не находят. Дополнительные исследования, как правило, подтверждают, что со стороны физического здоровья ребёнку ничего не угрожает. Остаётся тот врач, которого все родители без исключения хотели бы обойти стороной, но именно психиатр определяет истинные причины поведенческих проблем у ребёнка.
В зависимости от возраста ребёнка, этот специалист назначает ряд медицинских мероприятий, если необходимо, курс фармтерапии и рекомендует обратиться к детскому психологу. И родители возлагают большие надежды на то, что вернуть ребёнка в прежнее состояние сможет психолог, ведь это у него есть некие волшебные средства, которые могут исправить все что разрушилось. Может быть именно поэтому родители так сильно удивляются, когда психолог говорит, что в первую очередь помощь нужна родителям.
Понятно, что «поломка» произошла не вдруг и родители были непосредственными участниками этого процесса. Вовсе не обязательно, что они делали что-то плохое, по общепринятым представлениям, а вот психологические ошибки в воспитании и взаимодействии с ребёнком мало кто ставит во главу угла. Да и не всегда они заметны, а чаще о них просто не знают.
Рассмотрим на примере: в семье растёт ребёнок с не очень понятным диагнозом СДВГ (синдром дефицита внимания с гиперактивностью), при котором родителям сложно справляться с потребностями вездесущего малыша с моторчиком, но его гиперкинетический синдром это не всё, что требует внимания со стороны родителей. При гиперактивности только видимая часть - сама гиперактивность.
А такие составляющие, как дефицит внимания (кстати на этот термин родители часто возмущаются, «ему что, не хватало нашего внимания?!»), или недостаточно сформированные коммуникативная, эмоциональная, произвольная сферы, и, также высокий уровень истощения нервной системы, становятся видны только со старшего дошкольного возраста или при поступлении в первый класс. Именно в это время неумение дружить, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми, справляться со своими эмоциями и со школьной программой превращаются в проблему.
Так чем же может помочь психолог?
На консультации специалист проведет диагностику детско-родительских отношений и выявит актуальный уровень развития ребёнка.
С помощью специальных методик, соответствующих возрасту ребёнка, психолог выявит причины эмоциональных и поведенческих проблем, а также сложностей в общении со сверстниками и взрослыми, трудностей в обучении. Исходя из данных диагностики, специалист разработает индивидуальный план коррекционной работы с ребёнком.
Психолог поможет родителям осознать собственные модели поведения, объективно оценит методы воспитания, определит возможные ошибки и даст рекомендации, как скорректировать общение с ребёнком.
Опыт работы семейным и детским психологом позволяет мне с уверенностью сказать, что любые психологические проблемы в детско-родительских отношениях решаемы.
Я буду рада Вам в этом помочь!
© Ваш психолог, Галина Журавлева