Можно ли помочь ребенку, который режет себе руки? С чего начать? К какому специалисту обратиться?
Эти и другие вопросы задают родители, обратившись за помощью к психологу в первую очередь. Но первое обращение почти всегда - это желание родителей, чтобы психолог поговорил с самим ребенком. Эти разговоры в домашних условиях не действуют. Одна надежда на то, что психолог сможет выстроить общение с ребенком так, что этот и разговор окажется действенной помощью.
Увы, это не так. Разговоры в таком случае бесполезны. Я имею ввиду те разговоры-уговоры и объяснения, на которые очень надеются родители. Проблема самоповреждения (селфхарм) сложна и многогранна.
Ни один ребенок не стал бы причинять себе боль и уродовать свое тело порезами, если бы знал, как иначе справляться со своими эмоциональными проблемами. Он бы с удовольствием помог бы себе более экологичным способом. Но на то он и ребенок, опыта жизненного у него мало, родительский авторитет уже не работает, а слова и действия ему подобных детей-подростков куда легче ложатся, как говорится, на душу.
Ей или ему этот способ помог - и мне поможет. Примерно так рассуждают дети, первый раз взяв в руку "спасительный" острый предмет, с помощью которого, как им кажется, они и заглушат эмоциональную боль, переключив ее на короткую физическую. А дальше пошло-поехало. Как только становится грустно, невыносимо тоскливо, случилась неприятность - спасительный предмет уже в руке. Замкнутый круг. Но выход и из этого замкнутого круга есть! Непростой и не быстрый, но есть.
Для начала нужно найти причины того, от чего ребенок страдает. Часто это не от того, что в его жизни происходят жуткие вещи с которыми и взрослому человеку нелегко справиться. В этом-то и проблема. Родители не могут понять причин, ведь с их точки зрения, у ребенка нет чего-то такого, от чего он может страдать.
Все выяснение начинаются с диагностики, с консультаций специалистов: невролога, психотерапевта, психиатра, психолога. Родители часто выбирают психолога. Возможно, это правильное решение. Все-таки психолог не «так опасен», как врач, диагнозов не устанавливает и на учет не поставит.
Психолог может выступать как стартовая составляющая комплексного подхода к решению проблем с самоповреждением у детей. Он может сориентировать родителей в том, что происходит с ребенком в его эмоциональной текущей жизни, в чем он наиболее нуждается, и направить, если нужно, к другому специалисту. Ведь основная задача на этом этапе - определить причину и степень проблемы.
Но одного психолога, безусловно, недостаточно для решения столь сложной проблемы у детей и подростков, такой как селфхарм. Нужен комплексный подход и целый ряд специалистов, а еще работа со всеми членами семьи. Ошибка некоторых родителей в том, что они думают, что ребенку может помочь один специалист, например, психолог.
Такой подход может только усугубить ситуацию. Не смотря на то, что многие психологи берутся работать только с ребенком, исключая работу с родителями и семьей в целом, эта схема работает однобоко. Ведь ребенок, возвращаясь в семью, оказывается вновь в привычной среде, которая зачастую и стала одной из основных причин его проблемы. Поэтому работа должна быть комплексной.
Не только ребенку нужно будет понять механизм зависимости от самоповреждений и научиться помогать себе. Родители тоже, а может, и в первую очередь, должны понять и причины, и степень проблем, которые родились и выросли в семье. Совместная работа может быть залогом успеха в решении всех проблем, связанных с самоповреждением. Она в буквальном смысле творит чудеса. А чудеса случаются, если в них верить и упорно идти к цели.
Если у вашего ребенка есть проблемы, вы заметили на его руках, ногах порезы, царапины и другое, что может указывать на то, что ребенок умышленно повреждает свое тело - не медлите, обращайтесь к специалистам, выясняйте причины, ищите пути выхода из этой ситуации.
Если нужна моя помощь, я с удовольствием помогу вам и вашему ребенку наладить отношения с собой и миром в целом.
© Ваш психолог, Галина Журавлева