Сейчас уже на редкость тот факт, что по достижении 10-11-летнего возраста у ребенка уже не стоит в голове вопрос: взрослый он или ребенок. Конечно, взрослый, - скажет каждый второй подросток. А если ему 13, то это уже совсем «зрелый человек», знающий о жизни все и даже больше.
Родители, конечно же, не согласны с этим и не готовы к такому повороту событий. Их жизнь, ставшая такой привычной за так быстро пролетевшую декаду, стремительно начинает меняться. Родители видят свое чадо по-прежнему ребенком, для них ничего не изменилось. В в воздухе родного дома незаметно для всех повисает грозовая туча под названием конфликт.
То и дело начинает греметь гром недовольства с обоих сторон. А ветер перемен уже сметает на своем пути все, что было выстроено, сформировано за эти 10 лет. Родители и дети теперь не друзья и не самые близкие друг другу люди, а нередко непримиримые враги.
Конфликт интересов может возникнуть в считанные минуты и растянуться на дни, недели и даже месяцы. Хмурое лицо подростка, его молчание или истерики доводят родителей до высокой степени напряжения, и взрыв неизбежен. Родители начинают разворачивать семейную лодку на прежний курс жизни с ребенком. Но ребенок-то себя таковым уже не считает и начинает яростно сопротивляться. Он желает плыть исключительно своим курсом.
По большому счету, в этом нет ничего страшного. Именно в этот период своего развития дети приобретают опыт и навыки взрослого человека. Только вот проблема в том, что часто свои новые желания и представления о том как, быть взрослым, они «репетируют» в родительской семье, отрабатывая новые навыки поведения на родителях.
Что делать родителям в такой ситуации?
Это, пожалуй, самый основной вопрос, который они задают в кабинете психолога. Отпустить? Запретить? Наказать? Поставить на место? Эти вопросы как из рога изобилия сыплются после основного. Все хотят получить четкую и понятную инструкцию, как сделать так, чтобы мир в семье восстановился. Но такой инструкции, подходящей всем, к сожалению или к счастью, не существует.
Что же делать? Неужели ничего нельзя исправить?
Конечно можно. Только дело это не такое простое. Ведь ребенок на самом деле уже не ребенок, но и не взрослый, как кажется ему. Он изменился и сам себя пока не узнает, не знает, какой он теперь новый. Вот и ищет выход вслепую, в надежде, что его поймут и поддержат в новом теле, в новых ощущениях, в новом понимании, кто он и как ему теперь жить.
Для родителей это не простой жизненный этап. Они ведь тоже не знают и не понимают кто теперь перед ними. И в каждой семье развиваются события по своему сценарию, порой очень не похожему один на другой. Именно по этой причине бывает нужна помощь психолога.
Поведение ребенка-подростка зависит от множества причин, в том числе и от воспитания, и от отношения родителя к этому самому воспитанию, степени конфликта, а также особенностей развития личности ребенка. Конечно, существуют общие рекомендации и правила во взаимодействии с подростком.
Первое - это принять то, что ваш ребенок становится взрослым.
Второе - прежние методы взаимодействия с ним уже не работают, и придется выстраивать новые правила на уровне взрослый-взрослый.
Третье - от того как вы поведете себя в этот период с ребенком, будут зависеть дальнейшие отношения с ним как взрослым человеком. Этот этап развития личности подростка очень важен не только для него самого, но и для родителей.
Психологически грамотный подход к изменению взаимодействия родителей с подростком может сгладить острые углы конфликта детско-родительских отношений, позволит менее болезненно перейти к новым отношениям в семье, новому отношению ребенка к себе и родителей и нему. Этот период пройдет, и то, как он будет проходить в большей степени зависит от знаний родителей.
Удачи вам, уважаемые родители! Если вам потребуется помощь психолога в этом вопросе, я готова помочь вам.
© Ваш психолог, Галина Журавлева