Опыт работы с родителями и детьми нередко заставляет задумываться и отвечать на ряд вопросов. В этой статье хочу поделиться своими размышлениями на тему, почему родители не видят особенностей развития у своих детей. На мой взгляд, условно, конечно, родителей можно поделить на две категории.
К первой относятся те, кто с первых дней жизни своего ребенка пристально вглядываются в каждый жест или отсутствие такового, слово или отсутствие речи у ребенка, его поведение, в любые изменения или различные особенности его развития. Такие родители на прием, как правило, приносят целые тома различных заключений всевозможных специалистов.
Ко второй же относятся те, которые, напротив, не замечают очевидного до тех пор, пока не замечать становится невозможно. Такие родители совсем не обращаются к специалистам, а если и были несколько раз «у кого-то» на приеме, склонны не доверять тому, что слышат в кабинете и написано в заключении. Даже в том случае, когда были объективные проблемы в беременности и родах: например, малыш родился «недоношенным» или, наоборот, «переношенным», был длительным безводный период,
не было достаточного снабжения кислородом плода и так далее.
В перинатальных центрах новоиспеченных родителей не склонны посвящать в тонкости проблемных моментов процесса вынашивания и рождения ребенка. Родителям говорят, что все хорошо, ребенок практически здоров: достаточный вес, рост, хорошие оценки по шкале Апгар.
Шкала́ А́пгар — это система оценки новорожденных в первые минуты жизни. Она предполагает суммарный анализ пяти показателей, каждый из которых оценивается в баллах от 0 до 2 включительно. Результат оценки может быть в диапазоне от 0 до 10.
Эта шкала позволяет врачам определить состояние ребенка и понять, требуется ли реанимационная помощь сразу после рождения. Согласно Апгар, оценивают 5 основных параметров: сердцебиение, дыхание, цвет кожного покрова, рефлексы и мышечный тонус. Оценка выполняется обычно на первой-пятой минуте после рождения и выявляет жизненно важные параметры в состоянии ребенка.
Баллы по шкале Апгар — это сигнал для врача о том, какие мероприятия нужны или, наоборот, не нужны ребенку прямо сейчас. Однако стоит помнить, что данная шкала не может определить многого, с чем ребенку, возможно, придется столкнуться в своем дальнейшем развитии.
Часто родители, наволновавшись в ожидании рождения ребенка после его появления на свет, как будто вычеркивают неприятные факты из жизни малыша, надевают на глаза шоры и движутся вместе с ребенком в одном направлении по очень узкому коридору. В моей практике было множество случаев упорной «родительской слепоты».
Например, когда у ребенка не была сформирована речь даже к семи годам, но кто-то сказал родителям, о том что у знакомых было такое, ребенок заговорил к 8-9 годам, и они ждали. К сожалению, их ребенок так и не заговорил. Были дети с явно выраженным аутизмом, но он не был диагностирован до той поры, пока ребенку не пора было начать школьное обучение.
Подобное происходит и с нарушением поведения у детей, нарушением эмоционального развития, незрелостью всех форм мышления и других психических функций. На вопрос почему вы не обратились раньше, родители чаще всего не могут ответить или их ответы слабо аргументированы, и их нельзя принять как объективное объяснение. Так почему же некоторые родители не замечают особенностей в развитии своего ребенка?
Ответ, как всегда, и сложен, и прост: не хватает знаний. Родители, находясь в тесном контакте с ребенком, часто не могут определить, насколько гармонично развивается их ребенок, особенно до года. Зачастую они не знают, на что нужно обратить внимание в первую очередь, когда начинать беспокоиться и искать помощь у тех или иных специалистов.
В своей работе я отмечаю, что каждая вторая мама не помнит, как развивался ее ребенок в период новорожденности и грудного возраста. Часто мамы не могут ответить на, казалось бы, простые вопросы: когда стал держать голову, следить за предметом, гулил ли, когда появился указательный жест. И далее: когда стал переворачиваться, брать игрушки, стал сидеть и ползать и, наконец, когда стал вставать и научился самостоятельно ходить.
Как и любое дело, развитие и воспитание ребенка требует знаний. Причем в этом процессе они нужны не меньше, чем в сборке техники, выращивании растений или проведении каких-либо процедур. В случае «невнимательности» или отсутствия необходимых знаний у родителей в противовес ставится жизнь ребенка. Какой она будет, напрямую зависит от родителей, даже в тех случаях когда ребенок рождается с очень серьезными проблемами здоровья.
Цена ошибки стоит очень дорого. Конечно, ребенок, как и цветок, может вырасти и без особых знаний со стороны родителей-не садоводов. Но лучше все же браться за дело с определенные набором знаний, которые необходимы для того, чтобы и тому, и другому развиваться, как заложено природой. Какие же знания необходимы родителям?
По большому счету, достаточно базовых знаний о стадиях развития ребенка. Знаний о том, на что важно обратить внимание, в каких случаях «бить тревогу» и о том, кто может быть вашим помощником в решении той или иной задачи или получения ответа на ваши вопросы. Родителям, воспитывающим одного ребенка, сложно понять или сравнить процесс его развития с другим малышом. И в этом случае лучше предоставить объективно оценить то как ребенок развивается специалисту.
Нередко приходится видеть удивленные лица родителей, когда разговор заходит о том, как важно, чтобы малыш смотрел на родителей, гуглил, показывал пальчиком на предметы, ползал, своевременно заговорил и так далее. Казалось бы, это все знают, но, как выясняется, нет. А ведь получить ответы на вопросы о развитии, воспитании сейчас так просто. Информации более чем достаточно. Было бы желание знать.
Можно записаться на консультацию к психологу, нейропсихологу и узнать все конкретно о своем малыше. И об уже имеющихся ошибках тоже. Если у вас возникло подозрение, что ребенок развивается не так, как следовало бы в его возрасте, или вы просто хотите узнать все ли с ним в порядке, запишитесь ко мне на консультацию, и я отвечу на все ваши вопросы.
© Ваш психолог, Галина Журавлева