Тему статьи подсказали несколько следующих друг за другом обращений родителей с детьми 12-13 летнего возраста. Каждое обращение к психологу было либо напрямую связано с одиночеством у детей и подростков, или косвенно. Например, ребенок режет руки, не справляется с эмоциями, нет друзей, не умеет взаимодействовать со сверстниками и так далее.
Каким ни был запрос на психологическую помощь, речь в той или иной степени шла об одиночестве, от которого страдают и дети, и подростки. Обычно на консультации выясняется, что проблема одиночества у детей не появилась вдруг, ниоткуда. Это состояние им было знакомо практически всегда. По крайней мере, с тех пор, как они «вышли в социум», поступили в детский сад, в школу, начали посещать какие-либо кружки или секции. Везде они чувствовали себя одиноко и незащищенно.
Почти каждый родитель помнит о том, что проблема одиночества сопровождала их ребенка с раннего возраста. Но большинство не придавали этому особого значения, считали, что скучает. Все дети так сначала ведут себя. А что делать? Надо работать, надо ходить в детский сад. Надо, надо, надо… И ребенок ходит и в сад, и в школу, и на кружки. Но, как правило, ходит преодолевая свой страх и ощущение одиночества от которого они не видят никакого спасения.
Конечно, есть дети, которые сами справились со своими эмоционально-коммуникативными проблемами в социальной среде. Сейчас речь не о них, а о тех, кто все время чувствовал это самое одиночество вдали от дома, родителей и никак не могли на это повлиять. Вроде и родители понимающие и принимающие, и заботой и вниманием не обделены, но… В этом "но" и заключена проблема одиночества у детей и подростков.
Что это за "но" такие, которые влияют на развитие коммуникативных навыков детей, а также на их адаптивные способности? Каковы причины развития или не развития должным образом, а точнее, недоразвития эмоционально-коммуникативных навыков у детей?
Вот некоторые причины недостаточной сформированности эмоционально-коммуникативных навыков у детей. Начать можно с того, что ребенок родился с недостаточно сформированной нервной системой. Мало кому приходит в голову задумываться об этом в момент рождения ребенка.
Однажды детский невролог в разговоре на эту тему сказал мне такую фразу: «Если бы нас, неврологов, подпускали бы к новорожденному в течение хотя бы суток, мы видели бы все проблемы, которые родились с ним в одно время, но проявиться могут спустя годы. Уже через пару дней вся симптоматика сглаживается, и мы может видеть только грубые нарушения».
Если сказать иначе, то у ребенка может быть, например, наличие легкой органической симптоматики или функциональных расстройств, что может стать причиной нарушений развития именно коммуникативных функций или же эмоциональных. А они, как правило, работают в паре.
Второе, о чем стоит сказать, - это среда где воспитывается ребенок. Она должна быть благоприятной в социально-педагогическом значении для ребенка. А тут даже любящий и понимающий своего ребенка родитель не защищен от ошибок в воспитании. Ведь недаром даже два ребенка растущих в одной среде очень сильно друг от друга отличаются.
В-третьих, активность развития у детей эмоциональной, речевой, познавательной, двигательной, коммуникативной сферы может быть снижена. Дети, даже те, кто не имеет задержки в развитии всех этих очень важных функций, развиваются каждый в своем темпе.
В-четвертых, банальное отсутствие опыта общения с другими детьми и взрослыми так же может оказать ребенку «медвежью услугу» в развитии полезных для него навыков общения. И он может испытывать в дальнейшем трудности в эмоционально-коммуникативном общении, когда придет время оказаться ему в социальной среде сверстников и чужих взрослых людей.
В-пятых, ни для кого не секрет, что первые навыки взаимодействия с другими людьми ребенок получает в семье. И от того, какую роль, какое место и положение занимает ребенок в родительской семье, зависит и его положение в обществе.
Шестое - это бич нашего времени и называется он "наедине с телефоном", планшетом, компьютером. Сейчас можно увидеть, причем нередко, малыша, сидящего и даже лежащего в коляске, активно пользующегося телефоном, под который он ест, спит, отвлекается от того, что могло бы быть для него более полезным, например, развитием коммуникативных навыков.
Ничего не появляется ни с того ни с сего. Для формирования и хорошего, и плохого нужно время и условия. Знание причин не решают уже сформировавшиеся проблемы одиночества у детей и подростков. При детальном изучении у каждого ребенка есть свой набор причин того, почему он даже в обществе других детей, в окружении любящих родителей может чувствовать жуткое одиночество. Как будто бы он один заблудился в лесу и не знает, как из него выйти. Мало того, он еще и не надеется на чью-либо помощь, потому что уверен том, что не будет понят другими, что его не услышат и не найдут в этом темном лесу.
Но не зря же говорят, что выход там, где и вход. Нужно только вспомнить, какой дорогой ваш ребенок ушел в этот лес, полный отчаяния и безнадежности на спасение. А между тем, его можно и нужно спасти, но для этого нужно приложить усилия, причем не только самому ребенку, но и родителям, и специалистам, которые помогут разобраться и в причинах, и в том, как сделать так, чтобы мир перестал пугать вашего ребенка или подростка.
Конечно, этот путь не быстрый. Одним разговором с ребенком психологу не решить задачу. Хотя не мало родителей, которые надеются на то, что это возможно. Нет, работа и изменение своего отношения предстоит всем. Главное - сделать первый шаг. Я могу стать для вас проводником, если угодно, сталкером. Вместе выйти из темного леса гораздо проще чем одному, особенно ребенку.
Если эта тема близка вам, у вашего ребенка есть проблемы в общении, трудности с переживанием эмоций, если он жалуется на одиночество, обращайтесь.
© Ваш психолог, Галина Журавлева