В своей практике нередко слышу от родителей такую фразу: «Мой ребенок – лидер». Лидерские качества родители начинают видеть у ребенка лет с двух-трех, то есть с того периода, когда он или она оказываются в обществе других детей и чужих для него взрослых.
Это неудивительно. Как только ребенок появляется в новом для него социальном пространстве, ему приходится каким-то образом адаптироваться в нем. Не у каждого ребенка это получается хорошо.
Кто-то сразу проявляет чудеса непослушания, что, кстати, родители часто принимают за лидерство. Бытует мнение, что так ребенок отстаивает свое «Я» часто во что бы то ни стало и любой ценой. Кто-то тихо входит в новый для него режим и окружение, внутри себя переживая все что происходит вокруг него. Кто-то, всеми силами сопротивляется такому положению вещей и с помощью истерик надеется вернуть свою жизнь в привычное русло. Приспосабливается каждый как может.
Те дети, родители которых считают их лидерами, часто попадают в немилость и взрослых, и детей в новом их окружении. На них жалуются воспитатели в детском саду. Другие дети жалуются на них своим родителям. Но замечания и уговоры на ребенка не действуют, и они продолжают вести себя вне правил того места, где они по воле родителей оказались.
Родители, в свою очередь, либо стараются защитить своего ребенка, предлагая воспитателям и родителям других детей приспосабливаться к поведению их ребенка, либо наряду со всеми начинают приводить его поведение в соответствие с представлением как следует ему себя вести.
Причин для того или иного поведения ребенка великое множество, но в этой статье мы поговорим о лидерстве.
Что же такое лидерские качества?
Прежде всего, это уверенность в себе, а не воинствующее поведение. Адекватная самооценка, а не истерические реакции, умение настоять на своем без нарушения границ других детей и взрослых. И самое главное, что упускают взрослые - это способность вести за собой, то есть умение взаимодействовать с другими, работать в команде с другими детьми.
Вряд ли двухлетний или трехлетний ребенок может проявить в полной мере такие качества. Чаще всего проявление «лидерских» как думают родители качеств, приходится на кризис трех лет, где ребенок в силу своих возможностей только пробует расширить границы «своих владений». И при грамотном подходе к воспитанию в этот период действительно можно заложить кирпичик лидерских качеств в фундамент его видения мира и себя в нем.
Ребенок только учится понимать, что происходит вокруг, пробует взаимодействовать с миром. Это уж потом он узнает о своих сильных сторонах, начинает ценить себя, отстаивать свои интересы, свое мнение, не боится, что кто-то его не примет, осудит.
Подходит ли под это описание поведение вашего ребенка? Если нет, то, возможно, у вашего ребенка поведенческие или коммуникативные трудности, он не хочет или, что часто бывает, не может подчиняться общим правилам, установленным в группе людей, в которой он находится, ему трудно устанавливать контакт с другими людьми, он испытывает трудности с адаптацией в коллективе.
Лидер ведь это не тот, кто всему и всем сопротивляется, кто не может управлять своим поведением или эмоциями. Конечно, ребенок в возрасте трех, четырех или даже пяти лет не может соответствовать критериям лидерства в полной мере. Его характер еще только формируется, и происходит это под влиянием социума, в первую очередь в семье.
Ребенок не может вести себя как взрослый, на то он и ребенок. Он растет и развивается согласно своему возрасту. Но тем не менее, в одном и том же возрасте дети ведут себя по-разному и это тоже зависит от множества причин.
Когда и как лидерские качества проявляются у ребенка?
Лидерские качества, такие как умение адаптироваться в коллективе, занимать в нем свою твердую позицию, отстаивать свое мнение не криком и истериками, а словами и действиями, можно отметить у ребенка и небольшого возраста. Все остальное, что часто родители принимают за лидерские качества, требует изучения и определения причин возникновения. Это может быть и недостаточно зрелая нервная система у ребенка, недостаточно сформированные психические функции, как раз влияющие на поведение.
Хорошо это или плохо когда ребенок - лидер?
Наверное, однозначно ответить на этот вопрос не получится. Все люди разные: для кого-то быть лидером практически невозможно, а для кого-то это естественно, как дышать, по-другому у него просто не получится. Тут главное – предоставить возможность развивать эти природные данные у маленького человека.
В том случае, если родители принимают за лидерские качества поведенческие проблемы у ребенка, можно вырастить в нем совсем не лидерские качества, а поведенческое расстройство, которое очень усложнит его жизнь в будущем. Неконтролируемое поведение, коммуникативные и эмоциональные проблемы к лидерству не имеют отношения.
Помните, что лидер – это, прежде всего человек, ведущий за собой других людей, берущий на себя ответственность. В английском языке есть глагол «to lead» как раз означающий «вести». Иными словами, лидерство подразумевает умения и способности, которые, прежде всего, человек применяет по отношению к себе. В первую очередь, это умение контролировать свое эмоциональное состояние, мысли и действия.
Если у вашего ребенка трудности с адаптацией в новом месте, сложности во взаимодействии с детьми и взрослыми, стоит уточнить у психолога, все ли хорошо у вашего ребенка, не нуждается ли он в вашей помощи или помощи специалистов – психолога и нейропсихолога, невролога или психиатра.
Начать узнавать сильные и слабые стороны своего ребенка можно с посещения психолога. Специалист проведет диагностику и расскажет вам обо всем, что вас может интересовать. Если выявятся коммуникативные трудности или нарушения эмоциональной сферы – порекомендует обратиться к тому специалисту, который поможет их преодолеть или скорректировать.
© Ваш психолог, Галина Журавлева