«Мне нравится причинять себе боль», это слова ребенка 11 лет.
Такие слова нередко можно услышать от совсем небольшого возраста детей примерно 10-12 лет. Родители детей именно этого возраста все чаще стали обращаться за помощью к психологу. Как правило, это те родители, которые заметили у своего ребенка порезы, царапины, проколы или что-то подобное на руках или ногах. В последнее время дети в начале пубертатного периода будто заражаются какой-то "болезнью". И эта болезнь имеет нешуточное распространение.
Бывает, что в один день приходится проводить по 2-3 консультации с одним и тем же запросом, слышать одни и те же рассказы напуганных родителей, видеть детей, демонстрирующих свои изуродованные руки, все как под копирку. Что это - "вирус" поражающий неокрепшую психику детей? Мода или психическое нездоровье?
Единого ответа нет. Но массовость этого нездорового течения настораживает и даже пугает. Причем не только родителей, которые столкнулись с таким явлением и в растерянности ищут срочную помощь. К сожалению, решить проблему быстро, окончательно и бесповоротно не всегда удается. И тому есть свои причины.
Несмотря на кажущуюся одинаковость ситуаций, все случаи разные, и причины у всех тоже разные. Но все же есть то, что их объединяет. Все дети имеют некий похожий набор личностных черт. У всех, как правило, в недавнем прошлом были эмоциональные потрясения. Может быть их сложно назвать потрясениями в общепринятом понимании, но для самих детей это именно так.
Вот небольшой перечень предшествующих событий, которые для детей являются триггером для запуска деструктивного поведения по отношению к самому себе:
Плюс характерные особенности самого ребенка, например:
Все это и многое другое толкает детей на поиск чего-то, что привлечет к ним внимание.
Разговоры, переписки, в основном в интернете, демонстрация снятия напряжение через способы причинения себе боли набирает обороты и вовлекает в свои ряды все новых и новых детей. Не имея опыта и навыка справляться с психологическими и эмоциональными проблемами, дети бездумно берут за основу ныне "модное" течение под названием селфхарм. И сетях этой проблемы запутываются все больше детей в начале пубертатного периода.
Официальное название селфхарма — «несуицидальное самоповреждение» (non-suicidal self-injury, NSSI), что означает осознанные попытки навредить своему телу без намерения совершить самоубийство. Чаще всего это самостоятельно нанесенные порезы, синяки и ожоги. Определение возникло не так давно, поэтому эксперты еще не сошлись во мнениях о том, какие действия включать в понятие NSSI и где тут проходит граница психологической нормы.
Что происходит, если родители заметили у своего ребенка порезы или царапины?
Большинство родителей в панике и надежде, что это изменит ситуацию и избавит от пагубной привычки причинять себе боль, сразу же отбирают все возможные средства связи с другими подростками, накладывают запрет на общение с теми, кто, по их мнению, подтолкнул их ребенка к таким действиям, и начинают искать пути решения этой, как они часто думают, неожиданно возникшей проблемы.
А ребенок? Ребенок, который только что считал себя взрослым и свободным в принятии любого решения, вдруг оказывается под домашним арестом, под бдительным взором родителей и без средств связи тоже начинает искать пути решения проблемы, возникшей с родителями.
Начинаются нескончаемые разговоры родителей с ребенком на предмет выяснения, как и когда все это началось. В более "грамотных" случаях родители предлагают обратиться всем вместе за помощью к специалисту. Дети, как правило, охотно соглашаются на такие предложения. В худшем варианте родители устанавливают жесткий контроль за ребенком, ограничивая его в том, в чем он наиболее нуждается. Но такие действия не решают, а только усугубляют проблему, которая не так проста, как может показаться на первый взгляд. Запретами родителей проблему не решить.
Ничего не берется из ничего. Всегда есть причины и время для развития тех или иных проблем. Случаи самоповреждений - не исключение. Даже то, что начало подобных действий у ребенка приходится именно в период с 10-13 лет, тоже имеет свои объяснения.
Вот пример одного из сценариев развития пагубной привычки причинять себе боль у детей раннего пубертатного возраста.
Мальчик 11 лет из-за конфликта в классе был переведен родителями в другую школу, где ему пришлось вновь выстраивать отношения с другими одноклассниками. Для него такого рода "разрешение конфликта" не лучший выход: его самооценка снизилась, уверенности в том, что он справится с трудностями, если они возникнут в новом коллективе, не прибавилось. Надежда на что, что родители помогут улучшить ситуации, уже нет.
Нужны новые способы завоевания внимания к себе. Нужно чем-то отличаться или примкнуть к кому-то, чтобы стать заметным. Поиск способов привлечения внимания к себе часто останавливается на причинении себе боли, как наиболее ярко доказывающем всем, что он способен на многое.
А ведь он не вдруг стал таким, каким его увидели родители, когда обнаружили порезы. Родителям свойственно не замечать того, что не должно оставаться незамеченным. Речь идет о развитии коммуникативной и эмоциональной сферы ребенка. Все без исключения дети, которые начали причинять себе боль, то есть таким образом "помогать" себе справляться с проблемами в отношениях со сверстниками и родителями, имеют несколько значимых для становления личности особенностей это:
Пока ребенок маленький, это не очень мешает ему. А с определенного возраста, лет с 7-8, внимание детей переключается на то, какое место среди сверстников они занимают. Каждый ребенок в меру своих сил и возможностей старается занять свое место. И желательно не последнее.
У кого-то получается стать лидером-хулиганом, кто-то становится изгоем, мальчиком или девочкой для битья. Кто-то уходит в мир интернет-пространства и там, как ему кажется, строит свою жизнь по своим правилам, тем самым отдаляясь от реальной жизни. Так появляются интернет-зависимость, онлайн-друзья, веяния, диктующие свои правила поведения и решения всех проблем.
В раннем подростковом возрасте родители снижают свой контроль за жизнью ребенка. Для них он уже взрослый и самостоятельный. А между тем именно в это время ребенок наиболее нуждается в нас, взрослых, которые должны стать ему друзьями и помощниками, не мешая при этом приобретать и самостоятельность, и истинную взрослость.
Чтобы понять, что именно произошло и как получилось так, что у вашего ребенка развилась привычка причинять себе боль, следует не спешить принимать экстренные меры и накладывать запреты, а обратиться за помощью.
Вместе всегда легче найти решение.
© Ваш психолог, Галина Журавлева