Почему до трех лет у специалистов особое отношение к поведению и эмоциональным реакциям ребенка? Все как будто сговорились не замечать тех или иных особенностей в его развитии.
Например, родители жалуются на то, что ребенок не выполняет правила поведения, громко говорит, не со всеми здоровается, капризничает, не дает другим детям свои игрушки и отбирает чужие, непоследователен в своих действиях, использует эмоции для достижения своей цели, неусидчив и невнимателен, а неврологи, психиатры и психологи в один голос говорят, что с ребенком все в порядке.
Так ли это?
Возможно, дело в возрастных особенностях ребенка. До трех лет у детей еще не достаточно сформированы некоторые психические процессы, особенно отвечающие за эмоции и поведение. Конечно, дети и до трех лет ведут себя по-разному. Ведь каждый ребенок рождается с разной степенью зрелости нервной системы и не всем детям повезло родиться с хорошо сформированной нервной системой. А причин тому множество.
Кто-то родился раньше срока, кто-то позже. Беременность матери и непосредственно процесс рождения тоже разные. Те дети, которые родились с недостаточно зрелой нервной системой, если она по каким-то причинам не успела сформироваться в процессе своего внутриутробного развития, до определенного возраста могут иметь некоторые задержки в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, дефицит внимания, а так же недостаточно сформированную произвольную сферу.
Степень таких задержек у всех детей тоже разная. У некоторых она едва заметна даже специалистам. Есть дети, поведение которых обращает на себя внимание с первого взгляда. Для таких детей не существует ничего, кроме их ежеминутного желания, и преград для его выполнения они не видят. Такое поведение специалисты называют полевым. Встречается оно далеко не у всех детей, даже при совокупности причин, описанных выше.
Родители не всегда согласны с тем, что у их ребенка полевое поведение. Они часто не соглашаются ни с воспитателями детского сада, куда хотят отдать ребенка для его дневного пребывания и развития, ни со специалистами, к которым они обращаются после жалоб на поведение ребенка в детском саду или в развивающих центрах.
Родители жалуются на неусидчивость, капризы, истерики, непослушание и нередко считают, что все можно изменить разговорами и объяснениями. Но ребенок «не хочет» их слушать! И когда у них договориться с ним не получается, они приходят к психологу с надеждой, что у специалиста получится лучше объяснить ребенку, как следует себя вести.
Пример из практики: на прием к психологу пришли родители с ребенком около четырех лет. С первого взгляда невозможно не отметить, что ребенок ведет себя так, будто других людей рядом нет. Он как «перекати-поле» перемещается в пространстве кабинета, не замечая ни специалиста, ни родителей, не обращая внимания ни на какие замечания родителей. Он не смотрит на специалиста, не здоровается, не отвечает на вопросы, не обращает внимания ни на что, кроме того, что его заинтересовало. Самостоятельно находит игрушки, кидает их на пол, требует достать предмет, который не является игрушкой. А родители беспомощно разводят руками и говорят, что он всегда так ведет себя в незнакомом месте. «Дома мы можем ему сказать «нет», а здесь, если это сделать, то у него будет истерика».
Родители обратились к психологу в надежде разобраться и понять, как научить ребенка слышать и видеть других людей, выполнять их просьбы и требования. Пробы отдать ребенка в детский сад заканчивались тем, что либо сам ребенок не может адаптироваться к новым условиям, либо воспитатели и дети к нему. Жалобы на «плохо воспитанного» ребенка расстраивают и обижают родителей. Они не считают, что ребенок плохо воспитан, и со своей стороны делают все возможное, чтобы привить ему навыки взаимодействия с другими людьми, детьми и взрослыми.
По большому счету они правы. Большинство родителей уделяют достаточно внимания воспитанию и развитию своего ребенка. Только ребенок почему-то не слушает их и не делает ничего из того, что по всем усредненным возрастным нормам должен делать.
С определенного возраста требования к ребенку возрастают в геометрической прогрессии. Но ребенок как будто остается на стадии развития гораздо младше своего возраста. Он уже знает все цвета, формы, умеет считать и даже знает буквы, схватывает все на лету, но также быстро забывает обо всем, что говорят ему относительно проявления эмоций и поведения. Родители пытаются усилить свое влияние на ребенка, разговаривают с ним, объясняют, рассказывают о правилах поведения, но все впустую, будто их слова пролетают мимо ребенка и совсем не задерживаясь в его голове.
Почему так происходит?
Дело в том, что в период от одного года до трех лет эмоционально-волевое развитие ребенка находится в процессе усвоения правил и норм поведения, которые ему объясняют родители. Часто не только родители считают, что ребенок еще маленький и рано еще заострять свое внимание на его эмоционально волевой сфере. «Вот подрастет и все сам поймет». Нередко и специалисты говорят, что «перерастет», все будет хорошо.
Между тем, вопреки бытующему мнению, развитие самоконтроля и волевых усилий начинается у детей очень рано. Например, с освоения навыков пользования горшком, умения надеть на себя одежду, собрать пирамидку - это все навыки. Или, например, такие бытовые моменты, когда от ребенка требуется немного подождать или потерпеть. Развитие волевого компонента происходит в любой бытовой и игровой ситуации. Степень упорства в достижении цели, как ребенок переносит неудачу, преодолевает препятствия, является показателем нормального развития его воли.
В возрасте до трех лет выполнение правил и норм поведения контролируется родителями или другими взрослыми. Сам ребенок этого делать еще не умеет, и ответственность за его развитие несут взрослые, которые не всегда последовательно и внимательно относятся к воспитанию ребенка до трех лет.
Наступает момент, когда родители явно понимают, что что-не так. Большинство из них начинают искать помощь сначала у педиатров. Ведь они, по мнению родителей, лучше всех знают о причинах проблем в развитии ребенка. Педиатры говорят, что ребенок здоров, что у него нет физических проблем, и рекомендуют обратиться к неврологу. Те в свою очередь, говорят примерно то же: что ребенок здоров, а еще «вы не наши», сходите к психиатру.
Родители пугаются, не понимают, зачем идти к психиатру. «А вдруг ему поставят диагноз и не дадут права на вождение автомобиля, когда вырастет!» Такое беспокойство можно услышать от родителей чаще всего. Некоторые измучившиеся родители записываются к психиатру, но не получив никаких внятных рекомендаций, размышляют над тем, давать ребенку выписанные врачом препараты или не стоит. И продолжают искать специалиста, который точно и быстро поможет справиться с поведенческими и эмоциональными проблемами ребенка, надеясь на чудо.
Так как усталость берет свое, а изменений не видно никаких, родители продолжают поиск специалиста. Многие рассказывают о том, что и препараты пропивали, и с психологом занимались. На вопрос, что делал психолог, отвечают, что «играл с ребенком, но мы результата не видели от занятий». И это не удивительно. Ведь причинами таких поведенческих и эмоциональных проблем у ребенка является, как правило, незрелость его нервной системы, точнее, тех психических процессов, которые отвечают за его эмоции и поведение.
До трех лет недостаточная сформированность эмоционально-волевой сферы считается «в пределах возрастной нормы». Она только развивается. А после трех лет уже нет. И это показатель для определения возрастных эмоционально-поведенческих расстройств у ребенка.
Полевое поведение - это поведение, когда все действия ребенка подчинены случайным внешним стимулам, а не внутренним правилам, которыми он вполне мог бы руководствоваться в этом возрасте. Если ребенок старше трёх лет ведет себя таким образом, то можно говорить о недоразвитии его волевой сферы.
Если на вашего ребенка жалуются, что он не подчиняется никаким правилам в детском саду или на занятиях в развивающих центрах, помните, что он не «не хочет», а не может их выполнять.
Полевое поведение свидетельствует о том, что есть нарушения или несформированность произвольной регуляции деятельности, нарушения внимания и контроля деятельности. Это клиническая характеристика детям с особенностями развития, например с РАС, СДВГ, с алалией и влечет за собой трудности в социальной адаптации, так как ребенку трудно выполнять требования в детском саду, в школе, во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми.
При полевом поведении необходима своевременная диагностика и комплексная коррекция, которую следует начинать как можно раньше. Так как полевое поведение у детей свидетельствует о недостаточной сформированности произвольных функций, скорректировать и простимулировать психическое развитие позволяют занятия с нейропсихологом.
Если у Вы отмечаете проблемы с поведением, коммуникацией с другими детьми и взрослыми у своего ребенка, он «отстает» от сверстников в своем развитии, не умеет справляться с эмоциями — я буду рада вам помочь!
© Ваш психолог, Галина Журавлева