«Спасительная» болезнь приходит на помощь в таких случаях, когда ранее помогающие способы перестают действовать, например, при различных видах тревоги. Болезнь как спасение часто бессознательно используют дети, особенно, если ребёнок тревожный. Взрослые тоже используют соматические защиты при психологических проблемах с которыми они не справляются.
Чаще всего болезнь «приходит на помощь» при тревожных расстройствах, как у детей, так и у взрослых. Не всегда тревожные расстройства диагностированы, но причинно-следственные связи между тревогой и психосоматическими болезнями явно просматриваются. Известный факт, что дети, не умея справляться с тревогой, начинают болеть, причём чем угодно, в их анамнезе можно встретить всевозможные проблемы со здоровьем, начиная от насморка и заканчивая энурезом. И если насморк родители объясняют просто — «простыл, надышался холодного воздуха, вирус поймал, он у нас часто болеет», то энурез, особенно дневной, так просто не объяснишь, это ведь не насморк. Хотя, если вспомнить Пезешкиана, то объяснение найдётся:
Энурез — способность плакать нижней половиной тела.
Ключевое слово здесь — плакать, ведь именно плакать и не могут дети, которые длительное время находились в напряжении от своей постоянной тревоги, вернее сказать, слёзы ребёнку не помогли и он перестал их использовать в качестве спасения от своих тревог. Работая с детьми школьного возраста, особенно, с подростками, приходится видеть «глаза на мокром месте», но слёзы удерживаются всеми возможными и невозможными силами, а когда силы заканчиваются, психика сама находит способ избавить ребёнка от дополнительной тревоги, она даёт сбой в защитной системе организма и ребёнок заболевает.
Болезнь часто становится тем самым «спасением» от невыносимого постоянного напряжения там, где ему приходится находиться одному, без родителей. В основном это школа, с которой и связана львиная доля тревоги у детей и подростков. Заболевание приходит на помощь ребёнку для того, чтобы освободить его от школы, но далеко не всегда освобождает, чаще ещё больше усиливает напряжение из-за ухудшения общего состояния. Дети, в один голос, как мантру, повторяют слова взрослых, что «в школу ходить надо, учиться надо, иначе в жизни будет ещё труднее, чем сейчас», создаётся замкнутый круг, из которого выбраться не так-то просто.
Что делать, если тревожные расстройства у детей и подростков приводят к психосоматическим заболеваниям? Прежде всего родителям следует внимательно отнестись к состоянию ребёнка, желательно, конечно, до появления болезни. Не заметить повышенную тревожность у своего ребёнка практически невозможно, даже если родитель не очень внимателен, другое дело, что родители стараются не замечать наличие тревоги у ребёнка или даже обесценивать, показывая своим примером, что справиться с тревогой легко, нужно просто «не обращать на неё внимания».
Но как это сделать ребёнку непонятно, ведь он ещё многого не может. Например, не обращать внимания на то, что его беспокоит в школьной среде. К подростковому периоду социальные отношения выходят на первый план и для подростка супер важным становится не то, что говорит родитель, а что скажут одноклассники, как он выглядит в их глазах, какую роль играет в социальной среде. Слова родителей, «я смог и ты сможешь» кажутся невыполнимыми. Когда болеешь, спрос с тебя гораздо меньше — я болен и этим все сказано.
Многие родители к физическим недугам своих детей относятся гораздо внимательней, чем к психическим или психологическим. С ранних лет многие, когда болеют, получают больше внимания к себе и это закрепляется, а с возрастом и болезни становятся серьёзнее. Как только у ребёнка появляется повод, он заболевает — спасительная передышка от тревог, которые и вызвали этот повод. Родители начинают ходить по врачам в надежде найти средство от того и другого, но ребёнку не выгодно избавится от болезни, которая привлекла к нему столько внимания родителей и болезнь прогрессирует, обрастая новыми и новыми симптомами.
Только после того как пройдены все мыслимые и немыслимые медицинские кабинеты, при неоднократном упоминании от врачей, что надо бы обратиться к психологу, родители с ребёнком доходят до специалиста. Для многих родителей это крайняя мера, причём своего участия в решении проблем они не видят, но уже появляется готовность помочь ребёнку без медикаментов. Следует помнить, что обращение к психологу не избавляет от приёма препаратов, назначенных врачом, при тревожных расстройствах хорошо работает именно комплексная терапия.
Если ваш ребёнок начал часто болеть, особенно перед контрольными и другими важными мероприятиями в классе, стал отказываться проводить время со сверстниками, его настроение можно назвать стабильно сниженным, он с трудом идет на контакт с вами, это тревожный звоночек, на который обязательно следует обратить внимание. Именно в вашем внимании он нуждается больше всего, даже если внешне он показывает обратное.
Раннее выявление психологических проблем у ребёнка — залог их успешного разрешения, причем в кратчайшие сроки. Не откладывайте визит к психологу, помогите своему ребёнку прямо сейчас!
© Ваш психолог, Галина Журавлева