Ноябрь без депрессии!

Как пережить долгую холодную зиму и не впасть в уныние?

Существуют разные способы как самоподдержки, так и поддержки извне. 

Психологическая помощь - это, как раз, поддержка извне, но получая ее, можно научиться и самостоятельной внутренней поддержке.

Весь декабрь психологический центр "Диалог" дарит Вам скидку на первичную консультацию до 30%!

21560661

Как правильно хвалить

"Постоянно давать детям награды не годится.
Через это они становятся себялюбивыми, и
отсюда развивается продажный образ мыслей".
И. Кант

Как можно хвалить и как нельзя

Многие родители считают, что похвала помогает ребенку приобрести уверенность в себе. На самом же деле результат нередко бывает прямо противоположный. Если родители не умеют хвалить ребенка, он становится нервным, начинает плохо себя вести. Объяснить это просто. Чем больше ребенок получает похвалы, часто незаслуженной или неправильно высказанной родителями, тем больше он стремится ее получить. За любое свое действие ребенок начинает ждать от родителей  похвал,  и если родители не оправдывают его ожидание, то ребенок начинает, буквально требовать похвалы. Родители часто рассказывают о том, что стоит похвалить ребенка за хорошее поведение - и он как с цепи срывается, будто стремясь опровергнуть похвалу.мы с папой друзья

Хвалить ребенка надо, однако не стоит использовать похвалу за любое действие ребенка. Похвала – это лекарство, причем сильнодействующее, с ней нужно обращаться очень осторожно. Лекарство необходимо принимать умеренными дозами, в назначенное время и с учетом противопоказаний. Прежде всего, хвалить надо поступки, не его самого ребенка правила похвалы.

Например: Ваш ребенок выполнил какую-то работу: убрал игрушки, сложил свою одежду, вымыл тарелку. Вам понравилась его работа, и Вы хотите его похвалить. «Как чисто стало в комнате», «какая чистая тарелка получилась», «как аккуратно сложена одежда» - «так приятно находиться в чистой комнате, спасибо тебе!» Вы похвалили поступки, действия ребенка, а не его самого, ребенок чувствует радость от того, что он сделал.
Если похвала оценивает самого ребенка, а не его поступок, она, скорее принесет ребенку вред, а не пользу.

Например: «Ты замечательный ребенок», «ты настоящая мамина помощница», «чтобы я без тебя делала?». Такие слова ребенка ко многому обязывают, он может посчитать, что он далеко не такой хороший ребенок, и, не дожидаясь, что его разоблачат, может признаться Вам  каком-либо своем проступке. Ребенку может стать неловко, когда его называют «самым-самым», он чувствует, что должен опровергнуть Вашу похвалу, хотя бы частично.

Наши слова и выводы детей

Необходимо построить свои комментарии таким образом, чтобы ребенок сам смог сделать положительные выводы о себе и своих способностях.

Например: Ваш ребенок помогал Вам в перестановке каких-либо вещей, во время работы ему приходилось передвигать довольно тяжелые для него коробки. «Коробки тяжелые их трудно передвинуть»- говорит родитель, «а я это сделал», с гордостью отвечает  ребенок. Если ему сказать, что «он такой сильный», то, скорее всего, последовал бы спор, о том, что в его классе есть мальчишки, которые гораздо сильнее его.  

Как выглядят дети в их собственных глазах

Похвала складывается из двух компонентов – наших слов и выводов детей.

Нужно очень умело похвалить ребенка, чтобы он безошибочно смог сделать из нее реалистический вывод о самом себе. Наши слова должны выражать четкую положительную оценку детских поступков, его намерений, его помощи нам и его понимания.

Например:

Правильная похвала: « Спасибо за то, что ты полил цветы. Теперь они будут лучше расти».
Возможный вывод: « Я сделал хорошее дело. Мою работу оценили».
Неправильная похвала: « Какой же ты молодец». 

Правильная похвала: «Твой рисунок меня очень порадовал».
Возможный вывод: «Хорошо, что я умею рисовать».
Неправильная похвала: «Ты просто молодец».

Выводы, которые ребенок будет делать из Ваших положительных оценок, то, что он скажет себе в ответ на Ваши слова, в последствие определяют, как ребенок будет относиться к себе и к окружающему миру.